Синдром дефицита внимания и гиперактивности
По медицинским классификаторам заболеваний (МКБ-10), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологически-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детском возрасте и проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Причины возникновения и коррекция
Специалисты выделяют различные причины, которые могут привести к развитию данного расстройства:
- истинный СДВГ – обусловлен генетическими факторами;
- неистинный СДВГ, или вторичный, – обусловлен фенотипическими факторами: течение беременности, осложнения при родах, психологические факторы, нейробиологические и пр. Расстройства данной группы встречаются чаще, легче поддается коррекции.
Диагноз СДВГ выставляет врач-психиатр. Если родители, предполагают данный синдром есть у ребенка, следует обратиться к психиатру, с целью подтверждения/опровержения диагноза. Следует знать, что диагностика с высокой точностью возможна только начиная с 5 летнего возраста. В случае подтверждения диагноза, врач подбирает форму лечения: немедикаментозная психотерапия/психокоррекция, при необходимости — фармакотерапия.
Факторы, на которые следует обратить внимание родителям, предполагающим синдром дефицита внимания у ребенка:
Симптомы невнимательности:
- ребенок не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок;
- плохо удерживает внимание при выполнении школьных и других задач;
- нередко не реагирует на личные обращения;
- не может следовать инструкциям и доводить дело до конца;
- избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет вещи;
- легко отвлекается;
- забывчив.
Симптомы гиперактивности:
- суетлив, беспокоен, неусидчив;
- эмоционально нестабилен, импульсивен;
- игнорирует правила поведения;
- испытывает сложности в самостоятельной организации деятельности;
- забывчив и склонен терять вещи;
- болтлив;
- испытывает проблемы со сном.
Симптомы импульсивности:
- склонен отвечать, не дослушав вопроса,
- не может дождаться своей очереди;
- тяготится при выслушивании других, перебивает их;
- имеет обыкновение прислушиваться к чужим разговорам и вмешиваться в них без веского повода;
- склонен действовать импульсивно, не подумав;
- не способен самостоятельно планировать и прогнозировать.
Важно:для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие не менее 6 из вышеперечисленных симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности. Напоминаем, что диагноз может установить исключительно врач-психиатр!
Критериями к постановке диагноза являются:
- продолжительность: симптомы наблюдаются не менее 6 месяцев в такой выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
- ранний возраст появления проявлений, до 7 лет;
- постоянство: распространяются на все сферы жизни — нарушение адаптации наблюдается в двух и более сферах деятельности ребенка;
- выраженность нарушений: существенные проблемы в обучении, социальных контактах, другой деятельности при нормальном интеллектуальном уровне.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо исключить другие психические расстройства!
Формы СДВГ:
- С преимущественным дефицитом внимания. Это рассеянные, забывчивые дети, часто с повышенным уровнем тревожности (чаще – встречается у девочек).
- С преимущественной гиперактивностью. Это дети с повышенной возбудимостью нервной системы, которым трудно контролировать свои эмоции и поведение (чаще – у мальчиков).
- Комбинированная форма. Это непоседы, дети, которые не могут долго сидеть на стуле, часто встают и бегают, их внимание привлекается на короткий промежуток времени, иногда могут проявлять агрессию.
Ухудшение течения заболевания совпадает с началом систематического обучения в школе. Школьная неуспеваемость имеет место у 92% детей с СДВГ. Наблюдается у 6-19% школьников, у мальчиков в 4-5 раз чаще. В ситуации отсутствия коррекции, в подростковом возрасте данные симптомы сохраняются у 50-80% детей с СДВГ. Гиперактивность у подростков значительно уменьшается, однако остается импульсивность, сохраняется нарушение внимания. Такие подростки испытывают трудности не только в усвоении школьной программы, но и в простраивании эффективной коммуникации с учителями и сверстниками, нередко конфликтны. Это, в свою очередь, формирует школьную дезадаптацию.
Родителям важно, наряду с медицинской помощью, наладить доброжелательный, поддерживающие отношения с ребенком в семье. Следует помнить, что за его поведением стоит не сопротивление воспитанию, а невозможность воплотить позитивные родительские предписания, в силу заболевания — гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может.
Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, повышение требований к дисциплине, , смена окружения, появление нагрузок, сопряженных с учебой и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.
Важно помнить о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью вышеперечисленных перечисленных мер.
Рекомендации родителям:
- своевременно обратиться к врачу. Это позволит скорректировать симптомы СДВГ, тем самым помочь ребенку с адаптацией к учебному процессу и с взаимодействием в школьном /др. коллективе;
- проявлять достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- избегать и чрезмерной мягкости, и завышенных требований к ребенку;
- повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию;
- не допускать ссор в присутствии ребенка;
- СДВГ — это проблема всей семьи. Важно убедиться, что все члены семьи понимают, что происходит с ребенком, воспринимают СДВГ как болезнь, при которой ребенок нуждается в помощи, и стараются сохранять баланс внимания в семье;
- избегать создания у ребенка с СДВГ «плохой репутации» в семье;
- установить твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, помогать вести здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярной физической активности и режима сна;
- учить ребенка четкому планированию своей деятельности;
- чаще лично показывать ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижать влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградить гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- стремиться избегать больших скоплений людей (в том числе, многолюдных игр);
- во время выполнения домашних заданий, не призывать ребенка «ровно сидеть на стуле» — разрешать ему ходить, выполнять безопасные движения – это поможет ему «сбросить лишнюю энергию», сосредоточиться;
- во время выполнения домашних заданий, убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе;
- помнить, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивать на срочном выполнении дела. Каждые 15-20 минут позволять ему делать 5-минутный перерыв — давать возможность отдохнуть;
- придумать гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегать к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалить ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составить список обязанностей ребенка и повесить его на стену, подписать с ним соглашение на определенные виды работ постепенно расширять обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не давать ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- установить доброжелательные отношения с педагогами/иными значимыми взрослыми в социуме, разъяснить им, что поведение ребенка обусловлено не отсутствием уважения к учителю(иным значимым взрослым), а ограничениями, сопряженными с заболеванием.